MENU

07.07.2017 

Кинематографическая революция в городе Челябинске 

 

  «Этого рынка на Урале просто нет. Техника берётся из-за границы - так действуют все компании. Сталкиваться с проблемами и трудностями люди боятся. Ставить новые цели и добиваться желаемого – таких мало. А, быть может, вообще не осталось. А оказаться в сфере с творческо-техническим уклоном – не каждому дано, да и более того нужно стараться оставаться жить в этом трудном режиме.  Кинопроизводство – это та же заводская база, просто там делают фильмы и тоже трудятся люди в поте лица».

Подобные мысли появляются у Основателя и Президента киностудии «АРТКИНОГРАД» –  Данила Шутова.

— Как обстоят дела с кинооборудованием киностудии?

Его нет. Да, я пошутил. У нас есть оптика, звук, свет. Но это не тот уровень, что в Голливуде или в той же Москве. Киностудия начала с малого. Потихонечку. Производственный цех разрабатывает на сегодняшний день семь видов вспомогательного кинооборудования. Ничего сразу не закупается, потому как любой винтик, болтик – это дополнительные затраты. Поэтому сперва любая техника моделируется с помощью компьютера.

Кстати, именно благодаря моделированию мы заранее сможем предвидеть, сорвёт камеру с капота автомобиля или нет. Или рассчитать, будет ли одно звено механизма цеплять другое, что ни есть хорошо. Вот сейчас, например, закончили 15-ти метровый рельсовый путь и тележку операторскую. Кстати, один момент: вот чаще всего слышу, почему всё сами-сами. Да потому, что если иностранное оборудование, неважно сколько оно стоит, сломается, повредится, это… Это дополнительные затраты, трата времени, энергии. На площадке паника начнётся. Съёмки встанут, срыв графика. А тут ребята сами спроектировали, обкатали, устранили все недочеты, и пошли в пляс. Да, это трудно, тяжело. Путь уже выбрали. Это наша дорога.

— Почему нет на рынке российского производства фото- и кинотехники? Вот в Советском Союзе и фотоаппараты были. И камеры.

Ну как сказать… Тогда содружество было, дружба народов. А сейчас рыночные отношения: я создал, а теперь ты у меня купи. Купля-продажа. А вы правильно заметили, да я и сам обратил внимание, что нет брендов российских. Как бы они есть. Но не в России. Где-то там… Не у нас в общем.

— За 3 месяца Вы сняли фильм «Работа». Как Вам удалось без подготовки завершить за короткий срок проект?

Ну почему без подготовки. Расскажу сейчас. В прошлом году на меня нашла идея снять фильм о поиске работы. Сам через это прошёл, да и друзья, товарищи, знакомые через это проходили. Вот именно они меня и вдохновили. С меня пряник теперь. А уже в этом году был написан сценарий. И начались подготовки. Да, съёмки сразу стали экстремальными: ребятам, кого утвердил на роли, кидал сценарий на площадке, сразу репетировали, а затем снимали. Жёстко, не спорю. Но я так больше делать не буду. Грубо говоря, сперва репетиции одиночные, групповые, обкат всей идеи – потянем или не потянем, а потом уже и сами съёмки.  Как-то так. 6 мая у нас было открытие. Часть состава уже утвердилась. Потом люди постепенно подтягивались. 15 июля у нас последняя смена. А вот вторая половина июля рассчитана на технический прогон фильма. Да, для нас всех это дебют. Дебют во всём: и в игре, и во вживании в роли, и в плане картинки и звука.

Недаром слоган киностудии: «Совершенствование через киноискусство». То есть, нам есть над чем работать. Бывает такое, что ребята-профи, назовём их так, лезут: «А почему вы так снимаете? А почему не так?». Мы работаем так, как нам в первую  очередь удобно. Поэтому советы бывалых меня мало волнуют. Ребята, которые рядом со мной – их я услышу. Я вот к вам же не лезу с предложениями и советами, как буквы для статей набирать. Это… Это некультурно, некрасиво. Более того, у нас общая, так сказать, задумка проектов. Это значит, если я написал сценарий, то уже потом начинаю им делиться с ребятами, обсуждать детали. Ну, там чай, кофе, печенюхи. Но нет такого: «Всё, бежим снимаем!». Я никого сломя голову не заставлю делать те или иные вещи. Это неправильно. Нужна подготовка, нужна почва под ногами. Это как на красивом, мощном автомобиле неинтересно кататься, если бак пустой. Поэтому сперва детали, а потом уже действия. Как-то так. И не иначе.

— Какие перспективы у киностудии на ближайшие 5 лет?

На сегодняшний день были пересмотрены все планы, которые когда-то задавались. Ну, это было года 3 тому назад. Сегодня прихожу к выводу, что нужно делать интересное кино не только для себя, а  ещё  и для тех, кто его смотреть будет. Ведь недаром только один год уходит по максимуму, чтоб фильм довести до зрителя. А уже потом начинается суд, критика: плохо-хорошо, не нравится-нравится. Так вот, изменили планы. Не будем акцентировать внимание на компьютерную графику. Для зрителя важны эмоции, переживания, слёзы и смех. Графика будет, но это последний вопрос. Более того, кино – это не спектакль. Камеры ложь видят, а это значит, что они снимут и в дальнейшем соберёт монтажёр, то и увидит зритель. Что ни есть хорошо. А какие планы? Летом – «Работа», народное финансирование для фестивальной программы. Затем пойдут подготовки к фильму «От винта». Конечно, есть желание по максимуму довести все проекты до кинозалов именно в Челябинске, в Копейске. Но сперва фестивали. Кинематографический закон.

А в следующем году «Параллель». Это самое долгожданное событие  в моей жизни. По плану было, что это будет пятый проект, но он ждать не будет, да и более того уже восьмой год он на бумаге. Надо меры принимать. Потом будут «Вальс последний», «Шахтёры». Думаю, что к тому времени киностудия хорошо о себе заявит. У нас будут спонсоры, начнётся плодотворное содружество. Дружба народов. Это не мечты. Это планы. Я уже твёрдо для себя решил. Автоинженер был вчера, сегодня режиссёр с утра. Нет, нет и ещё раз нет. Автоинженер-режиссёр.  Поэтому и киностудия многофункциональная. В этом нет ничего особенного.  Просто мы делаем то, что нам по душе, что нам нравится. Мы делаем кино.

— Как пишутся сценарии в «АРТКИНОГРАД»?

Адаптаций нет. Авторские права на книги пока покупать не будем. Есть свои сюжеты.  Как пишется? Иногда вообще не пишется. Но дело не во вдохновении. Дело в первую очередь в тебе. Надо ли тебе это или нет. В среднем сценарист в сутки тратит 3 часа на писанину. И это только черновики, черновики, черновики. Затем идёт процесс шлифования, а потом уже набор на компьютере, закупка принтера, неоднократная заправка картриджей и уже печать пятисот страниц никому не нужной писанины. Не, неправильно. Я завожу вас в заблуждение. Во-первых, меня никто не учил писать сценарии. Я сам в течение пяти лет обучался сценарному мастерству. Кажется, после третьего сценария я задался вопросом, что сценарий – это ведь документ. Да, это так. Его же люди читать будут. Поэтому, во-вторых, я нашёл сайт, который мне очень помог оформить по сценарным стандартам сценарии, которые я уже написал.  В-третьих, нужно уметь доказать, что твоя идея стоит выхода в свет.

Так вот, сперва появляется идея. Затем вы прописываете каркас чисто в действиях. Это уже условно каждая сцена. Затем продумываете досконально персонажей. Пишете диалоги, и в дальнейшем у вас появляется своего рода пьеска. В общем, Чехова «Вишневый сад» почитайте. Хотя бы полистайте. Именно полистайте. Дайте себе оценку в том, что ваши глаза увидели, вот это имя героя, вот там он что-то сказал, а вот тут ремарка. Но пьеса и сценарий – это разные вещи. В сценарии прописывается и нумеруется каждая сцена, указывается время и место действия. И конкретно все персонажи каждой сцены. Вот когда у вас всё будет так сделано, дайте, кому не жалко, почитать. Затем отдайте тому же человеку, чтоб на незамыленный глаз проверил, есть ли опечатки по всему сценарию. Титульный не забудьте. На нём ваши имя, фамилия, время работ до последней точки, электронная почта, мобильный. Всё записали?

— Записали. Недавно прошла волна вопросов о проекте «Параллель». Чего от него ждать? Киностудия в состоянии создать этот фильм?

В октябре 2012 года, когда я ещё был зелёным студентом, появлялись первые зарисовки этого сценария. Эх, были времена! Ну, так вот: сидим в большой такой двухэтажной аудитории, идёт лекция по философии, а я товарищу говорю: «Егора, прочти». Потом помню, как вдвоём хохотали из-за моей опечатки: там мобильный кинули в лицо парня, но он его поймать должен, а  я написал, что кинули в девушку, и она упала. В этот момент за спиной у меня парень сидел, краем уха невольно подслушал. Спрашивает: «Ребят, у вас постановка в актовом?». На что я ответил, что сценарий к полному метру пишу. А он в ответ: «Мы же в ЮУрГУ». Меня снова прорвало. Неважно, кто ты – технарь или гуманитарий – будь добр уметь и борщ сварить и кран в ванной поставить. А вообще история берёт начало с сентября 2011 года. Я решил описывать студенческие моменты, потом ребята стали подсказывать. Говорили, что из этого выйдет неплохая история. Надо делать. У этого проекта вообще было сперва другое название – «Философия чуда». Даже сейчас не вспомню, почему именно такое. Тогда это было начало. И не было такого, что всё выльется в 178-страничный сценарий. А где я только над ним не работал: и в универе, и дома, и на улице, повсюду в Челябинске, Копейске. Даже когда летом ездил в 2014 году на Тургояк, и там велись работы. Это были классные моменты в моей жизни. Сейчас задумываюсь о том, что когда фильм выйдет в свет, буду жалеть, вот, мол, сделал, довёл до конца. А дальше что? Этому проекту было отведено много лет. Может так сложится, что это будет один из самых взрывных фильмов. В общем, на качестве историй я экономить не стану – история сама по себе должна быть красивой, выразительной. А зритель должен выходить вдохновлённым. На следующий день на работе говорить о том, как вчера с девушкой сходил на фильм и там такой сюжет был. А затем уже и товарищи другим начнут говорить-говорить. Вот так у меня есть желание создавать кино. Недаром у киностудии есть мантра: «Всё для вдохновения зрителя».   Да так оно и есть. Зрителя надо радовать, а не разочаровывать – это одна из основных задач всей киносъёмочной команды, а не конкретно  сценариста или режиссёра. А если фильм провалился, значит, все виноваты. И самое главное: нужна командная работа. Слаженная, выразительная, как и сама история фильма. Вот и всё. А «Параллель» – это история о дружбе, любви, жизни. Студенческая пора. И каждый из неё всё выжимает, как может.

Я считаю, что этим фильмом мы просто обязаны порвать зал. В прямом смысле слова, чтоб зритель даже после конечных титров встать не смог. В сюжете много поворотов, придётся много думать, много интересных персонажей, характеры которых списаны с реальных людей. Более того характеры «гибридизированные». То есть,  парень с мужскими задатками может и слезу пустить, а вот с девушками, наоборот, помимо женственности – ещё и врезать. В общем, будет на что посмотреть. Потому как сюжет охватывает большой промежуток времени – один учебный год в университете. В первую очередь, забыл сказать, это история об отношениях между людьми. Это самое главное. А ещё в фильме есть гонки по городу. Вот тут надо потрудиться: и маршрут спланировать, и дороги перекрыть. А это уже отдельный разговор с администрацией. Так что «Параллель» требует больших усилий и концентрации. Будет много автотракторной техники. Будут взрывы, пожары. Да, кстати, недавно изучали, как создавать дымовую завесу, потому как что-то поджигать – это страшно, да и более того, неуместно для постановки фильма. Поэтому будет имитация дыма, будет специально строиться двухэтажная декорация. Будет много массовки. Очень много. А также фильм сам по себе костюмированный. Ну, вы представляете себе: 365 дней в году на 178 страничном сценарии в двухчасовом формате. Это масштаб.  Это будет большой опыт. Более того, очень хочется отдать киноакадемикам с Запада и с Америки на оценку этот будущий фильм. Думаю, они оценят.

— Да, невероятно интересный будет фильм. Касаемо техники, финансов и в целом развития киностудии.

Технику спроектируем, обкатаем, запустим. Содружество со спонсорами, инвесторами, продюсерами. Также народное финансирование. Это касаемо финансов. Когда создавалась киностудия – не было такого, когда откроются двери, что будет задан вопрос: «А что делать-то со всем этим?» Есть сюжеты, сценарии, техника на первое время. Так что, есть что снимать. А это значит, у киностудии есть перспективы заявить о себе как о заводе по производству кино. Причём своего кино.

— А Министерство Культуры? Будут какие-либо содействия со стороны властей Челябинска?

Без комментариев.

— Желаем благоприятного производства и успехов на фестивалях и больших экранах.

АРТКИНОГРАД и в самом деле даёт знать о себе. Киностудия открылась буквально недавно, а мощность повышается с каждым днём. В стенах киностудии уже написано несколько сценариев, имеется план развития. Так что киностудия стоит не в чистом поле. Ей есть над чем работать.

Материал специально подготовлен для киностудии "АРТКИНОГРАД"