MENU

28.07.2017 

Рациональное использование ресурсов, грамотный подход к идее, движение только вперёд!

Официальное интервью с Основателем и Президентом киностудии "АРТКИНОГРАД" Данилом Шутовым

— Сегодня киностудия «АРТКИНОГРАД» существует уже 3 месяца, а у неё уже готов целый полнометражный фильм. Каково было встать на новый, никому неизведанный, в вашем случае, путь? Какие были сложности в производстве? 

Лёгкого пути никто не обещал. С первого дня уже начались трудности, которые и подогревали двигаться дальше. Съёмка полнометражного фильма – это вообще таинственный путь. Вот в сценарии 27 страниц, 45 сцен. Кто может гарантировать, что фильм будет длиться классически полтора часа. Моя задача была так выставлять кадры, чтобы их набор мог реально составить 1 час, а именно 60 минут и даже больше. Оказалось, что наш фильм будет длиться 47 минут: от начала и до конца. Так что, какой бы зритель его в ближайшем будущем не посмотрел – он не утомится. Кстати, я уже разрабатываю такую тенденцию набора сцен в своих сценариях, чтобы уже при просмотре готового фильма зрителю не было скучно. Не наступало утомление. Это при производстве касается всего: и актёров, и как камера пойдёт. А эти факторы немаловажные. Поэтому уже сразу нужно быть на несколько шагов впереди. Это для того, чтобы всегда была возможность что-либо во время съёмок пересмотреть, подкорректировать. А что касаемо в целом производства – так это… Как бы мягче-то выразиться… В любом деле, за которое бы ты не брался, всегда будут появляться какие-либо подсказки, они будут тебя вести. Просто нужно быть внимательным. Вот, например, на сегодняшний день я даю оценку тому, что коэффициент полезного действия киностудия составляет 25-30%.

Для начала это нормально. Из всего, что сейчас арендуется, так это только помещение, которое и представляет собой съёмочный павильон. Да, на сегодняшний день я не могу похвастаться и красивой качественной картинкой, звуком. Более того, когда писалась музыка, тоже возникали с аранжировкой проблемы. Порой, я даже не знал, за что взяться. И что в итоге, спросите вы меня. А результат есть. Проект сделан. Это первое. Второе, когда я беседую с людьми, мне нравится, что появляются замечания, советы. И обращаю внимание лишь на те, что искренние. Когда ко мне лезут, а что у тебя вот так, а не так. В ответ говорю – иди к нам в монтажную и сделай, как ты видишь. А человек сразу отмазывается. С такими у меня разговор короткий. Я уважаю людей, которые конкретно создают вещи с нуля. И могут дать цену своим промахам и ошибкам. Эти люди без комплексов. И они знают своё дело. С такими приятно общаться. В-третьих, на сегодняшний день у меня много разногласий с людьми, с которыми мы работали над первым проектом. Выводы сделаны жесточайшие: человек не понимает производства, не слышит, что нужно делать, ему сложно сказать «да» или «нет» - в таком случае в следующих проектах ему места нет. Паровозик уехал, пароходик уплыл, самолётик улетел. Всё.

— У киностудии нет своего дополнительного оборудования за исключением оптики, света и звука. Вы его покупаете или производите сами? Просто, я знаю, что производственный цех многофункционален: там делают не только кино, но и все детали, и прочие мелочи к нему. 

Да, верно: производственный цех состоит из нескольких секторов. Одним из них является – подготовительный. Именно в нём и происходит моделирование будущего фильма. Что именно моделируем: а всё. Все детали до мелочей. Болты, гайки, шайбы, гвозди, ткани, прочие материалы, бензин, домовая завеса, автомобили и их движение, макеты и их масштабы, костюмы. Да даже куда швейную машинку поставить, и с какой стороны к ней подойти – это тоже требует ума. А все эти вещи нужны для производства.

Так что в этом нет ничего особенного. Да, кстати: к концу лета у нас родится (смеётся) операторский кран. Но он непростой. Я, считаю, надо быть инженером с изюменкой, чтобы заведомо ранее операторский кран устроить ещё как и грузовой. Это значит, что на панорамной площадке можно будет закрепить не только камеру, а ещё и крючок грузовой пустить. Это будет упрощать на площадке работу. То есть вот нам нужно поднять стену декорации, а ждать кран грузовой, неповоротный – это пустая трата времени. А у нас свой имеется. Более того, для его управления нужна командная, синхронная работа. Я скажу больше – это работа должна быть выразительной и приносить удовольствие. И ещё один момент: кран сам по себе трансформер. Его можно разобрать и уложить в легковой автомобиль. А также он у нас невероятно универсальный: он может быть как телескопически-секционным, так и секционным. Такова инженерная задумка. А что касаемо оптики, света, звука – всё это налаживается и работы с ними совершенствуется. Как говорится: дело мастера боится.

— Фильм «Работа» охватывает достаточно актуальную на сегодняшний день тему, а именно поиск работы. Почему именно эта тема? И в целом как проходил кастинг, велись сами съёмки?

Далеко ходить не стали. Что-либо выдумывать – то же не наша тропа. Просто возникла идея о поиске работы. Я сам был когда-то на этом пути, да и мои друзья, товарищи, знакомые через это прошли. Много переживаний, много эмоций. В таких ситуациях ты стараешься быть спокойным, совладать с собой. И главное оставаться самим собой – а именно человеком. Это трудно. И кто заявляет, да что там, чего там сложного, такие люди просто показывают, что они из себя ничего не представляют.

Вот, например, один знакомый получил второе высшее образование, а его как с первым, так и со вторым никуда не берут. Работодателей я вообще не понимаю, сегодня им нужны специалисты, хотя бы стажёры, а завтра им уже никто не нужен. Такова жизнь. Это нормально. Через это… нужно пройти, пропустить через себя. Лёгкого пути никто не обещал. Сам по себе фильм показывает определённые моменты из жизни. Многие смогут узнать самих себя в героях фильма. Конечно, всё прям досконально объяснить не получилось, но тут думать надо. Мы сделали свою работу (смеётся), сделав проект «Работа». Зрителю будет на что посмотреть. Поэтому прошу – не выпытывайте, увидите всё сами. Да, интрига, не без этого. А что кастинг… у нас экспрессом всё шло. Да вся работа шла на скоростях. Но при этом всё было спокойно. Просто приходили люди, мы договаривались о той или иной роли, иногда даже виделись за несколько дней до съёмок. И уже на самой площадке непосредственно выдавался сценарий, быстро репетировали и снимали. Уже к следующему проекту будет более детальный подход, а именно с подробным прослушиванием на кастинге.

— А у киностудии есть перспективы вырваться с регионального и российского рынка на международный?

Я никогда не живу с мыслью самоуверенности, поэтому идеала и сверх всего хорошего сразу ждать не имеет смысла. Как бы там ни было, как бы мы там не выкладывались и не обливались семью потами (улыбается), наша работа – это настоящий, искренний труд. И просто взять и опустить руки на середине производства или в самом конце – это неправильно. У меня много постоянно переживаний. Это большая ответственность: как перед коллективом, так и за создаваемый нашими руками продукт. Его же зрители смотреть будут. Поэтому первый проект для нас своего рода является методическим пособием. Уже много выявлено ошибок, недочётов. Я их признаю. Это закаляет.

И в дальнейшем этого уже не повторится. Конечно, безошибочного пути никто не обещал. Нам есть над чем работать. Понимаю, что у зрителя уже синдром «пересмотра», а это значит, что его уже ничем не удивишь. Но это наша работа – затягивать зрителя в кинозалы и приковывать на полтора-два часа к экрану. Интересное занятие, не правда ли, устраивать походы в кинотеатры. Но это индустрия развлечения, поэтому зрителю нужны отдых, впечатления, что-то новое, неизведанное. Конечно, всем не угодишь. Будет два фронта, это не исключено: одним понравится, другим – нет. И естественно, свои фильмы мы будем крутить на всех экранах, как нашей необъятной страны, так и по всему миру. А фильм «Работа» ждите на всех видеомагнитофонах страны в 2018 году. Шучу. В общем, ждите премьеры.

— В чём секрет завоевания зрительского сердца? Как завоевать в целом зрителей?

Никакого завоевания не должно быть. Это самое главное. Просто нужно иметь свою аудиторию, пусть даже из двух человек. А потом уже всё само начинает разрастаться. Каждый думает, что социальные сети помогут расширить аудиторию. Нет, это не так. Вот у нас социальные сети нужны только потому, что люди пользуются разными источниками. И кого-либо просить зарегистрироваться, Вконтакте или Твиттере, не, это бессмысленно. Более того, у каждого из нас есть хорошие знакомые на достаточно большом географическом разрыве, а им очень хочется следить за твоими новостями, действиями, успехами. Поэтому социальный ресурс нам нужен, чтоб разорвать географический барьер, а кого-либо просить подписаться – это неактуально. Кому надо, тот сам найдёт. Всем не угодишь, одним понравится, другим нет.

— А какие фильмы вы предпочитаете сами?

Интересные. Чтоб дух захватывало. Абсолютно разные жанры. Вот на сегодняшний день я поднял такой архив короткометражного кино, что рад до потолка. Очень талантливыми людьми создавались фильмы. Более того, они прошли многие фестивали. И их оценивают. Не стану скрывать, сам до такого уровня не до рос. Да куда там, ещё есть время.

— Любимый актёр и актриса?

Ну, как сказать… Конкретно? Хм, Хабенский. Константин Хабенский. Да, именно из наших могу его выделить. Очень нравится, как человек работает, выкладывается как на площадке, так и в кино. Более того скажу, что как актёр, он даже и не играет. Он живёт. А вот с актрисами… тут посложнее будет. А, нет. Скарлетт Йоханссон. У неё улыбка искренняя. На неё, как на человека, интересно смотреть. И фильмы с её участием достаточно впечатляют. А из наших актрис… Кристина Казинская. Очень талантливая.

— В России очень тяжело окупаются фильмы и в целом приносят малую прибыль кинопроизводителям, в отличие от других континентов. «АРТКИНОГРАД» акцентирует внимание одновременно как на качестве своих продуктов, так и на их окупаемости?

Честно: сразу начну с арифметики. В среднем фильм требует бюджета в 200.000.000 рублей на территории нашей страны. И это не учитывая статью расходов по маркетингу. Она обойдётся в 50.000.000 рублей. В итоге все расходы обойдутся в 250.000.000 рублей. А это значит, что фильм как минимум с такими расходами должен окупиться в 2-2,5 раза. И это как минимум. Но у нас в стране с арифметикой беда. Никто не задумывается, что нужно лезть в корень. Ведь фильм это одноразовый продукт. Его прокрутят 2 месяца для широкой публики и в течение года по фестивалям, потом о нём забудут. А как быть производству? Ему нужно на что-то жить, на что-то существовать. Мне трудно назвать хоть один фильм, который обыграл свой бюджет с девятизначным числом в 3 раза в нашей стране. Очень трудно. Поэтому это очень плачевная ситуация.

А ещё с киногеографией проблема. Если Америка крутит свои фильмы по всему свету, то Россия у себя в огороде. А нужно расширять свои горизонты. На это мало кто акцентирует внимание. Вот и всё. Скажу сразу: расчёт уже был произведён. Это значит, что на те же 200.000.000 рублей «АРТКИНОГРАД» способна создать как минимум 10 проектов по одному фильму каждый с бюджетом 10-20.000.000 рублей на 1 год. В это сложно поверить, но мы акцентируем внимание на все свои стороны, хотя всё учесть не получится, но нужно смотреть в оба глаза. Качество, рентабельность, география – эти понятия вне приоритетов. Поэтому – всё и сразу.

— Если появятся заинтересованные люди, например, ветераны кино. Ну, не будем кого-то конкретно выделять, просто – он решил с вами поработать, увидел проект, который хочет реализовать вместе с вами. Этот человек достаточно известен публике. И вот он решил работать с никому неизвестными ребятами. Ваши действия?

Для нас это будет большая честь. Но есть одна закономерность: у нас все работают на равных. Не выделятся кто-то выше, кто-то ниже. Это неправильно. Каждый имеет право на слово и внесение каких-либо идей. И я всегда прислушаюсь к человеку, у которого есть свои стиль, вкус, мнение. Это даже замечательно, что появится такой человек: у него будет чему научиться. Знания лишними не бывают.

— Киностудия сотрудничает с фестивальными агентами. Это значит, что она не сама продвигает свои продукты. Вообще, это тяжело – принести свой фильм и доказать, что он достоин кинозала? И как проходит фестивальная программа?

Первые проекты пойдут на свободные фестивали. Здесь мы действуем самостоятельно, продвигая свои интересы. А вот такой проект, как «Параллель» - здесь нужна сплочённая команда фестивальных агентов, которые грамотно создадут пакет документов и помогут запустить максимально проект в кинозалах. Достоинство фильма оценивают киноакадемики. И в первую очередь ты сам задаёшь плану своего детища. А фестивальная программа проходит просто: есть сроки, есть регламент, за рамки которого никто не имеет право выходить. Это как на дороге: есть зелёный и красный. И тебе решать на какой ехать. Хотя, зелёный мне больше симпатизирует.

— Ранее оговаривалось, что производство киностудии ждёт долгожданный проект – «Параллель». Также говорилось, что он невероятно масштабен. В чём его изюминка, есть ли возможность у киностудии поставить данный фильм и завоевать зрителя?

Мне об этом очень трудно говорить, потому, как не в первый раз рассказываю. Будут танцы, автогонки, несколько единиц автотракторной техники, много костюмов. Да, сам проект по себе сложен, масштабен. Сколько уйдёт компьютерной графики, сколько будет массовки – это трудно сейчас сказать, это пустой разговор. Потому как нужно досконально производить расчет до мелочей. А это уже тайна. Вам что нужно – придти в кинотеатр, купить билет и посмотреть фильм. Всё элементарно просто, ничего сложного нет. А вообще создание любого проекта – это всегда увлекательно и одновременно трудно. Были случаи: смена длится 12 часов, а пришлось пахать все 26 часов. Самое главное – это лаконичность и действие. Долгие репетиции, долгие съёмки. А зрителю будет на что посмотреть. Всё остальное без комментариев.

— Когда ждать «Параллель»?

В 2019. А может и нет. Как пойдут рабочие моменты.

— Каким киностудиям вы больше отдаёте предпочтение: российским или зарубежным? И каким именно?

Зарубежным. Но это не говорит, что у нас всё так плохо. Просто там всё тонко делают и прорабатывают. В Союзе именно вот так работали, а сейчас так у нас не умеют.

— «АРТКИНОГРАД» планирует выпускать сериалы?

Всё решат идеи, замыслы, мнения людей, бюджеты.

— Чаще всего специалисты – это люди без высшего образования и какого-либо опыта. Эти люди много экспериментируют и совершают ошибки. Вы себя к таким относите? Как-никак в России реально редко, кто может научить снимать кино, более того создавать достойные картины.

Да, я отношу себя к таким людям. У меня во многих областях недостаток знаний. И мне это очень хочется исправить. По чуть-чуть. Потихоньку, никуда неспеша. И мне очень не хватате мастера, который скажет: «Данил, попробуй вот так вот, получится. А вот сюда не лезь, потратишь время». Мне не хватает мастера. Очень.

— Как к открытию киностудии отнеслись окружающие? Были ли противоречия или, наоборот, поддержка?

Фейерверков не было, ажиотажа тоже. Больше всего было равнодушия и вопроса «А тебя это зачем?». Многие твердят, что, мол, всё из-за денег. Нет, это не так. Я нашёл то, чем хочу заниматься. Я давно пишу, рисую, фотографирую, работаю автоинженером. Мне нужна была такая обстать, где всем этим можно заниматься без особого отрыва. Потом начал искать единомышленников, но таковых не находилось. Пришлось брать ситуацию в свои руки. Так я и открыл своё дело, а именно «Российскую Южно-Уральскую киностудию полного цикла кинопроизводства «АРТКИНОГРАД». Всё просто и никак не иначе (улыбается).

— Для города Челябинска, да и более того для Челябинской области, открытие киностудии – значимое событие. Как к этому отнеслись местные власти? Была ли поддержка со стороны региональных СМИ? Как в целом относятся люди?

Без комментариев.

— А Министерство Культуры? Ведь оно как-никак не могло не оставить без внимания.

Тут тоже без комментариев. А хотя… Наша киностудия даёт зелёный свет только тем организациям, которые хотят вложить средства в кинопроизводство, которое будет приносить прибыль, а это уже говорит о работе денег. Я ненавижу простоев, когда ничего не работает и вокруг одна людская лень. Здесь есть работа, здесь есть кому работать. Просто нужно много инвесторов, спонсоров, продюсеров.

— Думаю, наше с вами интервью поспособствует найти всех инвесторов. А что касаемо сценариев: у киностудии имеется несколько уже написанных сценариев. Их возможно воплотить в кино? Именно в этом городе?

Несомненно.

— Как можно пройти кастинг в вашей киностудии? И, кстати, когда ближайший кастинг?

Написать на почту о заявке на внесение в актёрскую базу данных. Ближайший – в сентября. (Улыбается) Это года. Не волнуйтесь, мы с вами тоже свяжемся, такие люди, как вы, лишними не бывают.

— Благодарю. «АРТКИНОГРАД» на сайте гласит всеми заглавными буквами о своих принципах работы. Это невероятно вдохновляет: активность, рентабельность и так далее. Если все эти принципы воедино применять, то думаю, будет создаваться классное кино. Это ведь так?

Да. Другого варианта не может быть. Никак иначе.

Материал специально подготовлен для киностудии "АРТКИНОГРАД"