MENU

23.10.2017

Мастера Южного Урала объединяются

Проработав несколько лет инженером, Данил Шутов принял решение выбрать серьезное дело жизни, что привело его в киноиндустрию. Сегодня он работает режиссёром, сценаристом и оператором, а также пробует себя как продюсера и актёра в кино, без особой ностальгии вспоминая об инженерном турне по заводской промышленности.

О мечтах: В детстве хотел стать архитектором. После школы не сложилось, при поступлении в университет мне не хватило одного балла на бюджет. Запасным планом были автомобили. Хотя даже став архитектором, рано или поздно всё равно открыл для себя киноиндустрию. Было ещё конкретное желание уехать, а куда – не знал. Сейчас вспоминаю свою юность и понимаю, что в голове отложилось только хорошее, но тогда казалось, что кругом всё плохо и нет никаких шансов развиваться. 

О начале карьеры: Сначала была карьера инженера. Хотя она могла закончиться, так и не начавшись. После университета я не знал куда податься. Вечный поиск работы – это и был мой путь в те времена. Планируешь одно, думаешь о другом, получается в итоге третье. Было страшно. Не к кому обратиться. Сейчас понимаю, что этот путь меня и закалил. Не нужно рассчитывать на чью-либо помощь, пока сам не испытаешь всю силу бытия на собственных плечах. Много сил нужно в командной работе, когда требуется полноценная отдача мощного механизма. Это я тоже начал понимать со временем. А на заводах… сплочённую работу я видел только в цехах, это как раз то, чего мне не хватало.  Несколько лет работы инженером были полны как разочарований, так и разборов над собственными ошибками. Это большой жизненный опыт. Затем пришло время выбрать, кем я хочу в этой жизни стать. Будущее видел либо в универсальной инженерной промышленности, либо в написании сценариев. В итоге объединил первое со вторым.

Об образовании: Я закончил Южно-Уральский государственный университет, автотракторный факультет. Во время учёбы я уже работал над созданием гоночного болида и несколькими сюжетами и сценариями. С первым проектом не сложилось. Но к моменту защиты диплома у меня в кармане уже был готовый сценарий к полнометражному фильму. Нужно было решать, что со всем этим делать. Специалистов рядом нет, ехать в Москву не представлялось возможности. И вообще в планах не было её покорять. Тогда я не задумывался о том, что будет со мной после первого шага. Пусть будет что будет, а там как пойдёт. Так и начались первые шаги работы в кинематографе. Всё было криво. Ужасно. Страшно. Не было техники, не было технологий. Не было дисциплины и порядка. Спустя годы я понял, что нужно собраться и всё переосмыслить. Моя жизнь висела на ниточках, а ветерок её раскачивал. Это было нормально до поры до времени. А потом – «Стоп!». Я начал изучать все ремёсла, которые связаны с киноиндустрией.  Я и посей день открываю новые источники, либо перечитываю уже то, что прочёл. Я много читаю. А образование инженера позволило открыть мне дорогу к компьютерной графике, а также к её грамотному использованию. Сегодня уже после первого шага чётко вижу, как будет делаться последующие шаги.

О карьере в кинопроизводстве: Бывает так, что у тебя есть всё и ничего. И это нормально. Не было такого, что утром, рано проснувшись, заявлю себе: «А давай-ка я стану режиссёром!».  Всё шло к этому, но не сразу. Наверное, если после школы пошёл учиться на этого деятеля, то вряд ли что-либо сложилось. А вот образование инженера помогает мне всё и вся расставить по полочкам. Хотя бывает, что эти полочки рушатся как карточный домик, но это меня не расстраивает.

Тренировка закаляет. Да так в любой деятельности и должно быть: тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. А некоторым одного раза и хватает. Это неправильно. У нас сегодня на площадке и теория и практика заступают одновременно – сразу. Это помогает человеку закрепить материал и в последующий раз к делу относиться полноценно, с пониманием. Сначала я писал сценарии, затем разрабатывал технологические процессы – сколько людей нужно, какой бюджет, какая техника нужна. Потом приступил к изучению цифрового и звукового оборудования, далее конструкторские разработки вспомогательного кинооборудования.  Сегодня точная проработка компьютерной графики. Все эти вещи с умом нужно делать. И свой опыт мне есть кому передать.

О том, нужно ли актеру специальное образование: Да, как и любому специалисту, чтобы глупо не выглядеть, когда тебя спросят о том, как выглядит изнутри твоё ремесло. Но это только азы. А дальше сам. Диплом – это картонка, а руки и мозги – это инструмент, а хотя диплом тоже куда-нибудь подстелить можно. Просто есть люди, которые им машут в сознании дела, что именно он их в народ и выбьет. Это неправильно. Нужно делать самого себя уже без посторонних людей.

О сравнении театра и кино: Это разные вещи. В театре ты со зрителем вживую, в кино ты только на экране. У каждого из этих ремёсел есть свои достоинства и недостатки. Но их объединяет одно – это искусство. На сцене ты открыт зрителю и не имеешь права на ошибку во время спектакля, это закаляет, дисциплинирует, а в кино у тебя дубли – здесь сколько у тебя терпения хватит. Хотя камера чувствует  ложь. Поэтому всем нужно проходить через многократные репетиции, чтоб на автоматизме всё работало.

Об отражении инженерного прошлого на работе в киноиндустрии:

Не могу сказать, что мне это мешает или помогает. Сколько угодно можно подкалывать на тему того, что я инженер, куда я лезу, сиди дома, но есть площадка, которая расставляет всё на свои места. Если кроме внешности в тебе ничего нет, это будет заметно.

О российском кинематографе: В нём всё и нет так плохо, как кажется. Просто не хватает специалистов, хорошие идеи уходят в ящик, огромные бюджеты не окупают себя. Всё это фасад. На самом деле из пятидесяти российских картин в год у нас в стране два-три фильма дают о себе знать.

Они и с бюджетом рассчитались нормально, окупились в несколько раз, перешагнули порог критики в лучшую сторону, наград набрали прилично. Чаще всего это простые фильмы, без пафоса. Более того скажу - они жизненные. Поэтому нам есть над чем работать, а зрителю, что посмотреть. А так до слёз обидно.

О технологиях и технике киностудии: Всё своими руками. Испытания своими руками. Декорации своими руками. Без посредников. Всё просто и понятно. Сперва были ступени творчества, затем технические аспекты. Поэтому инженерная тематика на первом месте.  Потому что брать за границей оборудование неправильно. Нужно своё делать. На других не смотреть. Главное, чтоб тебе было понятно. Я всё время привожу пример: «Да, за границей преуспели. Они делают своё дело качественно и красиво. А ведь они первопроходцы. Им не было на что-либо опереться. Спросить не у кого. Всё сами. А у нас ждут, когда всё обкатают там, а затем и взять можно. Я такое не приветствую. Надо самим. Самостоятельно». Вот так вот.

О компьютерной графике: Когда у тебя много вещей со временем перед тобой встаёт вопрос: «А куда всё это девать?».  В городе не напасёшься складов и денег не хватит на аренду. А компьютерная графика – ты в компьютере её нарисовал, там она и хранится. В тесноте да без обиды. И только между нами: к проекту «Параллель» часть города Челябинска будет оцифрована.  Это сложно, это тяжело. Мы к этому долго шли.

Многократные испытания. Девяносто процентов из них плачевные. На ошибках учатся. И уже сейчас результат начинает давать о себе. Просто ты видишь проект насквозь, готовым, а понять тебя никто не может. Поэтому много приходится перерабатывать. Чтоб было как можно проще и понятно.  Всем.

О перспективах: О, это самый элементарный из всех заданных на сегодня вопросов. Планы до 2050-х годов. Работа есть, штат специалистов растёт. Есть над чем работать. Мастера Южного Урала объединяются!

Материал специально подготовлен для киностудии "АРТКИНОГРАД"